Слово протоиерея Максима Козлова в неделю 17-ю по Пятидесятнице, она же и по Воздвижении.

О Женщине-Хананеянке.

(Мф. 15, 21-28; Мк. 8, 34 — 9, 1.)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, с очередным вос­кресным днем по Пятидесятнице совпадает Неделя по Крестовоздвижении. Поэтому на Божественной литургии мы слышали два апостольских и два еван­гельских чтения.

В регулярном зачале Евангелия от Матфея мы с вами слышали повествование о женщине-хана­неянке и об исцелении ее ребенка. Это повествова­ние многих вводит в недоумение. Тем не менее оно имеет очень глубокое сотериологическое — то есть имеющее связь с нашим спасением — значение. Что мы читаем в этом евангельском отрывке? Мы узна­ем, как женщина-хананеянка обращается к Христу Спасителю с просьбой исцелить ее тяжко болящего, беснующегося ребенка. И что же отвечает ей Гос­подь? Сначала Он говорит: «Я послан только к погиб­шим овцам дома Израилева», то есть отказывает ей. Во второй раз, когда она продолжает просить и по­сле этого отказа, говорит по видимости еще более жестко — что не должно взять еду у чад, у сыновей и отдать ее псам. Но она и после этого не унывает, не оскорбляется отказом, а подходит и продолжает говорить удивительные по смирению слова. Она го­ворит: «Но и псы едят крохи, которые падают от тра­пезы сыновей». И за эту великую веру Господь ее прославляет и совершает чудо исцеления ее ребенка.

Как же понять это повествование? Почему Бого­человек, Человеколюбец и Спаситель рода человече­ского подвергает эту женщину такому испытанию? Дело в том, что, зная, как изведать меру ее веры, Гос­подь хочет и нас научить тому, как должно нам к Не­му обращаться с просьбами.

Человек должен просить Бога, воспринимая себя не как имеющего право получить просимое. Он дол­жен быть готов воспринимать себя не как принад­лежащего к некоторому сообществу, членство в ко­тором дает право просимое получить. Нужно быть готовым отказаться смотреть на себя как на существо в целом приличное, имеющее, конечно, какие-то гре­хи, но имеющее и права, худшее святых, но лучшее многих других, которые окрест стоят и которые исполнение прошений своих получают, и поэтому пра­ва на ответ от Бога имеющее.

В этом смысле (хотя редко кто это проговаривает, но внутри в сердце своем часто каждый располагает) человек оказывается не просителем у Бога, но тре­бователем того, что он хочет, чтобы то, что ему нуж­но, исполнилось.

Господь перед исцелением ребенка женщины-ха­нанеянки показывает, как нужно относиться к про­шениям, если мы хотим получать от Бога просимое. Должно, во-первых, понять, что мы никакого пра­ва на непременное исполнение того, что мы про­сим, не имеем. Нужно принять, что мы те самые недостойные сыновства, Божественного усыновле­ния псы. Таковые, если не будут ставить себя вы­ше, а скажут: «Да, если мне дадут крохи от трапезы сыновей, то это будет величайшей для меня награ­дой и я этим готов питаться, это принять и больше­го ничего не требую», — кто так душу свою расположит, тот имеет упование получить от Бога просимое с пользой не только для земной жизни, но и жизни вечной. Этот урок, который дает нам Господь в сегод­няшнем Евангелии, очень и очень важен не только для той, которая получила желаемое (ведь для мате­ри самое дорогое событие — исцеление ее ребенка), но и для всех нас.

Впрочем, дорогие братья и сестры, чтобы пра­вильнее понять смысл сегодняшнего евангельско­го повествования, мы должны правильно перевести его. Славянский и русский перевод Евангелия здесь звучит очень сурово: говорит нам о псах и о сыно­вьях. Если мы откроем рассказ апостола и евангели­ста Матфея в греческом оригинале Священного Пи­сания, то мы увидим, что Христос, обращаясь к этой женщине, суровость отказа смягчает тем, как этот от­каз произносится. Господь говорит, если буквально перевести Его слова: не добро отнять хлеб у сыновей и бросить его щеночкам, которые питаются у это­го стола, трутся и выпрашивают то, что едят люди, за столом сидящие. И перед нашим взором предста­нет совсем другая картина. Не огромные дикие псы, где-та там в загоне гавкающие, ради которых надо отнимать еду у людей, а те самые маленькие щен­ки, которые вьются под ногами и которым, конечно, тоже не должно давать пищу людей. Но так же, как они пользуются любовью человеческой, так и те, кто подобно им с лаской, с осознанием того, что права не имеют, просить будут, получат просимое от Бога.

Если мы будем так себя располагать, так слушать Евангелие и соотносить себя с теми, о ком Господь в Евангелии благовествует, то верим, что то, чего мы должны искать, — единого на потребу, то, к чему мы должны стремиться, нам будет дано. Как в другом евангельском отрывке сегодня говорит Господь: бу­дем стремиться к тому, чтобы оказаться Ему верным всегда, чтобы никогда не постыдиться Его испове­дать, чтобы не оказаться в такой ситуации, когда мы устыдимся сказать или показать, что мы православ­ные христиане. Об этом и должна быть наша глав­ная просьба, наше главное прошение, и да услышит нас Господь.

Аминь.

04.10.2009

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *