Слово митрополита Сергия (Фомина), Воронежского и Лискинского въ день перенесения Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа из Эдесса въ Константино-град.
Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братия и сестры, с престольным праздником!
Сегодня мы почитаем Нерукотворный Образ Христа Спасителя. О нем мы имеем не только упоминание в Предании, но и в Писании: что Господь, омочив Свое Лицо и промокнув полотенцем, отпечатал на нем Свой Лик. Поэтому Образ этот называется Нерукотворенным — потому что это было невозможно сделать человеческими усилиями, а Господь сотворил чудо и отобразил на убрусе Свой Лик. Мы знаем, что этот Образ был послан царю Авгарю, который получил исцеление, а затем долгое время находился в столице этого государя. И мы сегодня празднуем торжественное перенесение этого Образа в Константинополь. И это событие имеет для нас историческую ценность. Потому что мы знаем, что Константинополь впоследствии стал Стамбулом, а на месте некогда христианской православной столицы оказалась твердыня совершенного иного мира — чуждого христианству. Мы знаем, как Византия отстаивала, выражаясь современным языком, свой стиль жизни, свое первенство, свое право на собственное мировоззрение в противостоянии с традицией Рима, Запада. И знаем, что в этой борьбе православные потерпели фиаско. В результате усилий многих политиков, дипломатов, римского престола, в результате всевозможных подтасовок и фальсификаций Западу удалось все устроить так, что Константинополь пал, Византия ушла в небытие, а православие во всей полноте ушло в нашу страну, в Россию. Не стоит забывать и то, что поводом к прямому вторжению в Византию часто использовался мотив религиозный — а именно Крестовые походы. Они преследовали благую цель — освобождение христианских святынь. Но часто крестоносцы шли через Константинополь, подвергая столицу Восточной империи разграблению, вывозя оттуда в огромном количестве не только сокровища, но и христианские святыни. Именно поэтому, сегодня в той же Италии так много православных святынь, особенно — в Венеции. Самое большое их количество мы находим в соборе св. Марка, который построен по Византийскому образцу, и все святыни, которые заполняют этот собор, включая алтарь из чистого золота, были варварски вывезены из Константинополя. Все это стало результатом межхристианской войны, которая подоравала силы Византийской империи. А потом Запад вступил в сговор с народами, исповедующими ислам, и в результате эти довольно отсталые племена, которые не имели возможности управлять государством, которого у них никогда и не было, завоевали Константинополь и Византийскую империю. И первое время они правили этой страной через христиан — государственных чиновников и деятелей, которые остались после православного императора.
Вот если мы проведем эту историческую аналогию, то увидим, что сегодня складывается та же самая картина мировой войны добра со злом, которая происходит на наших глазах. Те же самые войны, те же самые недовольства и провокации. Если посмотреть телевизор, то можно увидеть, как в Киеве люди выходят к правительственным зданиям, требуя продолжать войну до «победного конца»! То есть братоубийственной войны, которая идет на Юго-востоке Украины. И людям внушают, что Россия — это враг, что нужно с этим что-то делать. И правительство обращается к мировому сообществу с просьбой помочь «поставить Россию на место», обвиняя ее в этой войне. Это буквальное повторение Византийского сценария!
Но вернемся к самому Нерукотворному Образу. Мы сегодня празднуем память перенесения его в Константинополь. Император, все его окружение, старались как-то поддержать, укрепить веру в народе, вдохнуть жизнь в души людей, в сердце народа. Но произошло то, что происходит с нами: люди охладевали, становились равнодушными материалистами, и духовные ценности — то, что является самым важным для христиан, постепенно утрачивали для людей прежнее значение. Они больше думали о том, как сохранить свою жизнь, свое благополучие, найти компромисс с предательством в своей собственной истории. Из экуменических соображений Византия допускала в государственную политику иконоборцев, поддерживала их, потому что в них ощущала военную мощь и силу. А самые главные духовные вопросы растворялись и отходили на второй план. И в результате — даже сам убрус с Изображением Христа, оказался утерян во времена исторически катаклизмов, постигших Византию. И мы с вами сегодня празднуем лишь историческую память о том, что когда-то эта святыня пребывала в столице, которую наши предки именовали Царьградом.
Но от этого нынешний праздник не менее торжественный. Потому что мы должны на примере этой истории понимать — насколько важно для нас и в плане личного спасения, и в плане нашей семейной жизни, и в построении жизни общественной — как в нашем регионе, так и в целом в России, иметь духовное сокровище Христа Спасителя. Который действительно может помочь людям найти свое место в жизни. А иначе произойдет то, что произошло с Ближним Востоком. Потому что когда мы вспоминаем преподобных отцов: Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина, Пимена Великого, Авву Дорофея, то часто не обращаем внимания на то, что все они жили именно там. И это было место, где процветало благочестие народа, где были монастыри и целые города с православными христианами, которые не приняли ислам. Мы видим в календаре их имена: такой-то мученик и с ним тысяча мучеников! Представляете, сколько пролилось этой крови людей, которые стояли за веру! Также ошибочно думать, что все население было просто вырезано. Нет. Но вот эта горстка героев была уничтожена, а остальные в основном приняли ислам и создали, новые религиозные общины, на базе которых и создавались эти новые государства Ближнего Востока. И мы должны помнить об этом. Потому что и на наши церкви, и на наши святыни очень много людей, которые желают прийти и воспользоваться этим духовным богатством. И нам сегодня говрят, что народ сегодняшней России, не умеет пользоваться ни духовными, ни материальными богатствами, которые имеет. А вот если мы придем, то здесь будет расцвет! И они действительно придут и превратят нас или в буквальном смысле слова в рабов, или же в людей, которые примут другую культуру, которая будет гораздо страшнее, чем ислам. Эта антихристианская культура уже идет. Она несет с собой мужеложство, узаконенные однополые браки, ювенальную юстицию. И это все не где-то там далеко: сядьте на самолет, отлетите на час-полтора от нашей столицы, и вы очутитесь в море людей, которые живут среди этих бед. Нравится им это, или не нравится — это стало уже государственным законом. И Западные Церкви — ни католическая, ни протестантские деноминации, давно уже не занимают собственную позицию, и полностью согласились с этими новыми еретическими веяниями, на которых политики мечтают построить новое общество на земле.
Мы с вами должны все это понимать, а понимая — благодарить Бога и за то время, в которое мы живем здесь, в России, и за то, что у нас такой мудрый президент и глава правительства. И за то, что у нас, в Воронежской области, столько замечательных людей. И мы не должны говорить, что это не наше дело. Потому что время, которое нам выпало, очень непростое и это не только наше дело, но и наша ответственность. И мне хотелось бы, чтобы понимая это, мы использовали те возможности, которые у нас есть: участвовали бы в выборах, в частности, в тех, что состоятся 14 сентября. Мы должны идти и принимать в них участие. И быть разумными, определять главой региона того человека, которого мы считаем достойным, который будет творить благое дело для развития не только хозяйственной структуры нашего региона, но и для нормального развития духовной жизни в нашем крае, как основы мировоззрения и благополучия всего, что совершается.
И сегодня я вас призываю, чтобы мы вознесли молитвы Господу нашему Иисусу Христу, чтоб Он по нашей вере — скудной, малой, но по нашей живой вере — избавил бы нас от участи, которая постигла народы, имевшие счастье обладать Нерукотворным Образом, всегда видеть Его перед собой, молиться перед ним. И которые навсегда это счастье потеряли. Не теряйте веры в Бога, не теряйте этой веры в сердце и в душе, и Господь сам устроит нашу жизнь ко благу! Аминь.
Сказано 29 августа 2014г. в Спасском храме Воронежа
Добавить комментарий